В рамках реализации стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года одним из приоритетных направлений является формирование основ безопасного поведения детей и подростков.
Общество рисков, время глобальных вызовов, период техногенных катастроф и природных аномалий – перечень вызовов, характеризующих явления динамично изменяющейся окружающей жизни, далеко не оптимистичен. Можно ли подготовить подрастающее поколение к встрече с трудностями не столько информационно, сколько практически? Какие усилия в этом направлении будут наиболее успешны для растущей личности? Как свидетельствуют материалы социологических опросов детей и подростков, современный ребенок зачастую не готов к преодолению опасностей. Он не знает элементарных правил безопасного поведения на дороге, в школе, во дворе, в местах отдыха. Тем не менее, большинство детей хотели бы оказаться в экстремальной ситуации, чтобы «проверить свои возможности», «ничего не бояться», «показать, каков он на самом деле – решительный и отважный» и т.д. Из этих высказываний возникает сложная социально-педагогическая проблема: каким образом предупредить асоциальное, отклоняющееся поведение ребенка и подростка, продиктованное мотивом «стать Героем среди сверстников»?
Решение этой проблемы возможно в условиях объединения усилий детских общественных объединений и настоящих специалистов-профессионалов, способных продемонстрировать эффективные способы выживания в экстремальных и трудных жизненных ситуациях. Такое партнерство продиктовано идеей создания для детей ситуаций «нравственного и социального закаливания», проживание которых позволяет им на собственном опыте сформулировать идеи безопасного поведения в противовес агрессивному поведению в момент предполагаемой опасности.
МБОУ СОШ № 170 г.о. Самара стала экспериментальной площадкой по формированию основ безопасного поведения детей и подростков.